Мой личный блог оценили в
37000 евро
А сколько стоит твой?

26.06.2012

ЮНЕСКО - присуждение и защита


Денежки врозь

ЮНЕСКО не только не вмешивается в решения государственных органов. Она также не вкладывает средств в реставрацию и сохранение объектов всемирного наследия. Это не входит в ее обязанности. Платить за свое достояние должно государство, а ЮНЕСКО лишь апеллирует к нему, ссылаясь на конвенцию, если какому-то из памятников или заповедников угрожает опасность.
«Наши объекты всемирного наследия входят также в список особо охраняемых федеральных объектов РФ, — комментирует Алексей Бычков. — Там и целевые программы, и финансирование. А ЮНЕСКО — это так, красивая наклеечка. Они публикуют списки объектов, рекомендуют их туристам для посещения. Но чтобы какие-то деньги выделяли? Они не финансовый институт. Если с памятником что-то происходит, то, скорее всего, они его просто вычеркнут из списка. А это уже будет позор для страны — значит, государство не смогло защитить объект».
Кроме контроля за состоянием памятников и предупреждений в адрес государства, ЮНЕСКО помогает и с поиском специалистов. «В Коломенское постоянно приезжают делегации ЮНЕСКО — оценить состояние церкви Вознесения, объекта всемирного наследия. Они могут помочь наладить обмен опытом между архитекторами и реставраторами из разных стран», — комментирует старший научный сотрудник музея-заповедника «Коломенское» Светлана Солнцева и добавляет: «Однако о деньгах в данном случае речь не идет».

Пропуск в закрытый клуб

ЮНЕСКО не слишком легко присваивает музеям и заповедникам статус объектов всемирного наследия — за право гордиться заветной «наклеечкой» памятники борются годами. Во Франции, включая заморские департаменты, всего 35 охраняемых ЮНЕСКО объектов. Это при том, что она подписала конвенцию еще в 1975 году. Еще столько же французских памятников ждет «пропуска в клуб» — новые заявки в ЮНЕСКО подаются ежегодно.
Наша страна сейчас на девятом месте в мире по числу объектов всемирного наследия из списка ЮНЕСКО. Всего их у нас 24 (13 культурных и 11 природных). Первыми из российских памятников в список были внесены исторический центр Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль Кижского погостаМосковский Кремль и Красная площадь — места настолько очевидно прославленные и заметные, что их включение в реестр мирового достояния выглядело самоочевидным.
А вот архивные, музейные, архитектурные и археологические организации Великого Новгорода собирали документы, подтверждающие ценность исторической части города для мирового сообщества, несколько лет — с момента ратификации нашей страной конвенции и до 1992 года.
Сейчас процесс несколько ускорился, благодаря деятельности российского Фонда всемирного наследия. С его помощью «Куршская коса» получила статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «Природный ландшафт» примерно за год: фонд помог подготовить документацию, соответствующую требованиям ЮНЕСКО. А документация нужна обширная и разносторонняя, потому что претендующий на статус всемирного наследия памятник или заповедник должен отвечать хотя бы одному из шести (для культурных объектов) или четырех (для природных) критериев оценки, которые, как и любой оценочный критерий, довольно неопределенны. В частности, ансамбль Ферапонтова монастыря попал в список ЮНЕСКО в категории «шедевр человеческого созидательного гения», а Соловецкий монастырь — нет.
В «листе ожидания» от России сейчас более двадцати природных и культурных объектов. В их числе ПсковскийАстраханский и Угличский кремли, древние «родовые башни» в Ингушетии, легендарный остров-град Свияжск, крупнейшее на Земле Васюганское болото. Эксперты делают ставку на национальный парк «Ленские столбы». Документы для представления в ЮНЕСКО начали собирать еще в 2006 году, тремя годами позже заявку рассмотрели и отправили на доработку, а в августе этого года на Лене ждут экспертов ЮНЕСКО. Возможно, они, наконец, примут положительное решение, и в списке российских памятников станет на одну «культурную мишленовскую звезду» больше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий