Мантуя - город очень древний. Первые поселения в этих местах основали еще этруски.
Потом на смену им пришли галлы.
Около 220 года до н.э. галлов вытеснили римляне.
После распада Римской империи Мантуя, как и весь север Италии, входила в состав королевств
вестготов и лангобардов, потом в состав Священной римской империи германской нации.
После смерти Матильды Тосканской в 1115 г. мантуанцы перешли к республиканскому правлению.
Впрочем, республикой Мантуя пробыла немного –
в 1276 году власть в городе захватило семейство Бонакольси.
А их в 1328 году изгнали Гонзага, занявшие их место сначала в качестве «капитанов народа» (capitano del popolo), потом – маркизов, потом - герцогов.
Гонзага задержались в Мантуе надолго – почти на 400 лет.
Почти все достопримечательности Мантуи –
укрепленные замки и ренессансные палаццо,
церкви Альберти и фрески Мантеньи,
маньеристские дворцы и барочная лепнина –
все это создано было при Гонзага.
Пожалуй, изо всех ренессансных дворов Италии только Медичи могли превзойти мантуанских владетелей.
Нашу прогулку по Мантуе мы начнем с железнодорожной станции. Стоя спиной к вокзалу, пойдем налево по Via Solferino a San Martino.
По дороге обратим внимание на любопытные орнаменты - то ли чисто барочные фантазии, то ли символика тайного ордена, в котором состоял владелец палаццо.
Следуя дальше по Via Solferino a San Martino, вы пересечете по мостику живописный канал. Можно сделать несколько кадров с пестрыми обшарпанными фасадами, как будто выплывшими из итальянского неореалистического фильма.
Сразу после канала, на углу улиц Via Solferino a San Martino и Via Angelo Scarsallini стоит церковь Сан Франческо.
Это одна из самых старинных церквей, построенная в эпоху первых Гонзага. Интересно сочетаются в церкви глухие стены романского собора и ползущие ввысь готические башенки.
Пройдем немного вперед по Via Angelo Scarsallini, чтобы через квартал после церкви посмотреть на Палаццо д’Арко. Обратите внимание на необычных сфинксов – никой брутальности, сухопарые тела тянутся вверх, как фигуры на картинах Эль Греко. Сейчас в палаццо музей, можно попасть внутрь и полюбоваться на фрески, мебель и коллекцию научных инструментов.
От палаццо д’Арко сверните направо, на Via Domenico Fernelli. Метров через сто слева вы увидите небольшую церковь Святых Симона и Иуды (Santi Simone e Giuda).
Продолжаем идти в том же направлении - улица малоизвестного Доменико Фернелли переходит в улицу Джузеппе Верди (via Giuseppe Verdi). Через некоторое время вы выйдите на небольшую площадь, где стоят две по-своему уникальных постройки.
Первая – это церковь Сант-Андреа, спроектированная знаменитым Леоном Баттистой Альберти. Если Леонардо да Винчи – символ итальянского Возрождения в целом, то Альберти, пожалуй – символ итальянского гуманизма. Разносторонне развитый человек, Альберти писал пьесы, занимался живописью и скульптурой, писал трактаты о природе человека и искусства. Все это он умудрялся в течение тридцати лет совмещать со службой в папской канцелярии Риме.
В одном из своих сочинений Альберти писал: «Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя».
Первая – это церковь Сант-Андреа, спроектированная знаменитым Леоном Баттистой Альберти. Если Леонардо да Винчи – символ итальянского Возрождения в целом, то Альберти, пожалуй – символ итальянского гуманизма. Разносторонне развитый человек, Альберти писал пьесы, занимался живописью и скульптурой, писал трактаты о природе человека и искусства. Все это он умудрялся в течение тридцати лет совмещать со службой в папской канцелярии Риме.
В одном из своих сочинений Альберти писал: «Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя».
Церковь Сант-Андреа начали строить в 1462 году на месте, которое было занято раньше бенедиктинским монастырем (от него - колокольня 1414 года). Фасад церкви обыгрывает мотивы Арки Тита – Альберти очень точно воспроизводил античные формы. Но наиболее гармоничен интерьер церкви.
Метрах в двадцати стоит круглая постройка, которая бросает нас на 400 лет раньше. Ротонда Сан Лоренцо была построена в конце XI века как раз попечением Матильды Тосканской и повторяет форму Храма Соломона, так, как ее представляли себе первые крестоносцы.
Как и большинство ломбардских построек того времени, храм построен из кирпича, но внутри есть мраморные колонны, позаимствованные из античных построек. Сохранилась любопытная деталь – матронеум, специальное место для пришедших в церковь женщин.
Стоя лицом ко входу в Ротонду, посмотрим на любопытный фонтанчик. Человек, укутанный чалмой, изливает воду из своих ноздрей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий